Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Пуща-Водица:полвека назад

pusha.com.ua pusha.com.ua

Пущанские красавицы

pusha.com.ua pusha.com.ua

Всё о природе Пуща-Водицы

pusha.com.ua pusha.com.ua

77777Нашому сайту щастить з читачами. Багато цікавих матеріалів про життя Пуща-Водиці з`являється завдяки їм. Сьогодні пропонуємо вашій увазі, без перебільшення, унікальні спогади корінного пущанця та непересічної людини Сергія Шидловського. Сергій Шидловський народився в 1947 році, закінчив 104 –ту школу в 1965р, навчався в Київському державному університеті на економіста, викладав в КПІ, працював в різних установах та організаціях Києва, довгий час перебував на дипломатичній службі в Казахстані. Сьогодні на пенсії, працює за контрактом в науково-дослідному інституті. Одружений з однокласницею, має двох дітей, трьох онуків.

Матеріал публікуємо без скорочень в редакції автора.

Пуща-Водица: полвека назад

Пуща-Водица в 50-х, 60-х годах уже минувшего века и сейчас… Что же изменилось? Это как посмотреть. С одной стороны, почти по Высоцкому, «вроде - все как всегда: то же небо - опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода…», ну, а с другой, – появились новые здания: многоэтажки, современные пансионаты, коттеджи, магазины, и вместе с тем канули в лету старые, исконно пущанские постройки, ушли и уходят из жизни их обитатели, и если и не исчез, то сильно поубавился колорит той старой, родной, по крайней мере для меня, Пущи.

Трамвай. Мысленно проезжаю на трамвае от

 

«Городской» до «14-ой линии». Желающим предлагаю отправиться вместе со мной и посмотреть, что же изменилось. Но прежде небольшое отступление о нашем транспорте – трамвае, без которого Пуща-Водица для меня, да и для многих пущанцев, просто немыслима.

Трамвай между Киевом и Пущей ходит уже более 100 лет. Сначала, как рассказывал мне еще мой дедушка, трамвайные пути были проложены до 5-ой линии (там и сейчас есть остатки рельсов на кольце для разворота трамваев), и лишь затем, через несколько лет, линию продлили до 14-ой линии. Но вернемся из далекого далека уже в просто далекие 50-е. В те годы трамвай являлся единственным общественным транспортом, который связывал Пущу с городом. Учитывая, что личных автомобилей тогда практически ни у кого не было, а 30-й автобус только где-то к середине 60-х начал курсировать с Нивок (от пересечения улиц Стеценко и Щербакова, ныне - Интернациональная площадь) в Пущу (и то сначала до Городской, а спустя два-три года до 6-ой линии), то можно с полной ответственностью утверждать, что трамвайная колея в 50-е годы была вообще единственной транспортной артерией нашего поселка.

Именно на трамвае ездили жители Пущи и Горенки на работу в Киев – на Приорку, Куреневку, Подол, где размещались многие промышленные предприятия. Именно трамваи доставляли в Пущу на отдых и лечение не только киевлян, но и с киевского вокзала – жителей многих городов и селений, приезжавших со всех концов тогдашнего Советского Союза в пуща-водицкие здравницы и пионерские лагеря. Кстати, из Пуща-Водицы тогда ходило два маршрута: 12-й – до Красной площади (ныне, как и до 50-х годов – Контрактовой) с интервалом 10-12 минут и 25-й – до вокзала с часовым интервалом.

Помню, в 50-х годах на этих маршрутах курсировали вагоны, именуемые «пульманами» (не имею понятия, где были изготовлены эти вагоны: в Нюрнберге или в Киеве, но свое название они получили от немецкого завода «Рullman»). Деревянные сидения, дребезжащие в окнах стекла, под потолком провисала веревочка, дергая за которую сидящая в конце вагона кондукторша давала звонок вагоновожатому на отправление.

«Значительным преимуществом» этих пульманов перед вагонами, которые пришли им на смену, было то, что двери в них автоматически не закрывались, благодаря чему в вагон можно было запрыгнуть уже после отправления, на ходу. Можно было проехать с ветерком и на подножке, особенно когда трамвай был переполнен, что случалось нередко. Вспоминаю, как где-то во второй половине 50-х большущее удивление, особенно у мальчишек и мужиков, привыкших покурить на остановке и запрыгивать в отправляющийся трамвай уже на ходу, явилось то, что двери в этих пульманах стали закрываться вожатым автоматически.

1 

На фото: Такие трамваи-пульманы ходили в Пуща-Водицу до середины 50-х годов

Фото Ю.Хмиля, ист. http://uk.wikipedia.org/wiki/Файл:1949_год._Трамвай_в_Пуще-Водице..jpg

Во второй половине 50-х годов пульманы заменили более современными вагонами, которые у нас почему-то называли «рижскими» (наверное, то ли произведены они были на Рижском вагонном заводе, то ли модель, тип этих вагонов был разработан в Риге). Ну, это уже был комфорт: более просторный салон с хорошим электроосвещением в темное время суток, мягкие, оббитые дерматином сидения, открывающиеся окна, позволяющие летом прокатиться с ветерком. Поначалу прицепов к этим вагонам не было, и для перевозки большего количества пассажиров их сцепляли  между собой. Эту сцепку вел один вагоновожатый, и бывало, когда ломался первый вагон, он пересаживался во второй и, толкая первый вагон с подачей непрерывного звонка, медленно доводил трамвай до 14-й линии на запасной разворотный круг или в трамвайное депо на Куреневке, которое тогда называлось имени Красина. Очевидно, поэтому эти вагоны и получили также прозвище «тяни-толкай».

Еще один памятный, связанный с трамваями, эпизод произошел в 1961 году. Дело в том, что трамвайный билет до этого стоил 30 копеек (при средней зарплате 600-700 рублей). Первого января 1961 года было объявлено о проведении денежной реформы и обмене наличных денег на новые по курсу 10 старых рублей на один новый. В таком же соотношении изменялись цены. При этом интересным  и неожиданным моментом реформы стало то, что старые мелкие монеты достоинством 1, 2, 3 копейки не уменьшились в стоимости в 10 раз, а оставались ходить наравне с новыми и по тому же номиналу. И с какой нескрываемой радостью пассажиры, а в особенности мы, школьники, протягивали сердитым кондукторшам за трамвайный билет 3 копейки вместо еще вчерашних 30. Надо сказать, что у многих ребят в то время были копилки (глиняные собачки, кошечки), основным содержимым которых являлись мелкие монеты. Некоторые люди вообще собирали однокопеечные монетки, за которые до 1960 года ничего нельзя было купить. Нередко для этого использовались бутылки из-под шампанского, диаметр горлышка которых идеально совпадал с диаметром 1-ой копейки. Таким образом, благодаря реформе стоимость этих их сбережений увеличилась в 10 раз.

2

На фото: 12-й трамвай типа «тяни-толкай» на 14-ой линии (конец 50-х годов).

Ист. http://www.mashke.org/kievtram/pictures/allcars/ktv55/01-16/ktv55-1111-12-puscha-1959-DGprob.html

Ну что ж, с транспортом кое-как определились, и с теми, кому еще не надоели эти воспоминания, отравляемся по Пуще конца 50-х – начала 60-х…

Остановка «Городская»: и по левую, и по правую сторону от нее – сплошь лес. Зданий дома-интерната для престарелых и инвалидов, который, насколько мне известно, не так давно преобразовали в  психоневрологический интернат, нет еще и в помине (эта территория будет обнесена бетонным забором и застроена в первой половине 60-х годов). Справа вдоль трамвайного пути уходит в лес грунтовая дорога к детскому противотуберкулезному санаторию им. Горького (раннее центральные ворота в этот санаторий были со стороны Пущи – у первого поворота трамвая налево, ныне на его базе функционирует Украинский специализированный диспансер радиационной защиты для детей-чернобыльцев).

Въезжаем на улицу Краснофлотскую (бывшую Гоголевскую). Налево от переезда через трамвайные пути перпендикулярно к ним идет дорога к Гостомельскому шоссе. Она пока еще незаасфальтирована, а покрыта булыжником. Следует, наверное, отметить, что в то время практически все улицы Пущи-Водицы были незаасфальтированы и даже не покрыты булыжником. Заасфальтированная дорога шла по Краснофлотской от Городской до 5-ой линии, затем направо по 5-ой до ул.Молодежной (раннее ул.Лермонтова, а ныне Юнкерова), по Молодежной справа от трамвайной линии до 7-ой, опять направо до ул.Сталинградской (ранее ул.Пушкинская, ныне Гамарника), затем налево по Сталинградской до Селянской и, наконец, направо до санатория им. 30-летия Советской Украины, или, как его в обиходе более точно называли, – санаторий ЦК (ныне «Пуща-Озерная»).

Справа по ходу трамвая видим территорию Дома ветеранов сцены, открытого осенью 1959 года, – двухэтажное, симпатичное, тогда еще новенькое, еще не обсаженное деревьями здание. За территорией Дома ветеранов сцены вплоть до 2-ой линии (там, где сейчас многоэтажные жилые здания) за невысокими заборчиками виднеются небольшие домики. Они не принадлежали людям на правах личной собственности. Как правило, в каждом из домиков  размещалось по 2-3, а то и больше семей. Каждая семья занимала одну-две комнатки плюс веранду, с которой имелся отдельный выход во двор, так что коммуналками эти квартиры никак нельзя было назвать. Именно в таких домиках, немало из которых сохранилось до настоящего времени, и проживало большинство населения Пущи-Водицы.

С левой стороны улицы, на сколько мне помниться, тянулся вплоть до 2-ой линии покрашенный белой известкой штакетник, за которым практически в лесной зоне находился какой-то дом отдыха. (Пионерский лагерь «Рассвет» завода «Красный экскаватор» на Городской, ныне пришедший в полное запустение, будет построен попозже, где-то в 70-х годах. Слыхал, что сейчас здесь находиться какой-то пейнтбольный клуб). На территории дома отдыха виднелись аллейки, волейбольная площадка и в глубине «классические» пуща-водицкие деревянные теремки, украшенные ажурной резьбой, как, например, дачный домик, сохранившийся в санатории «Труд» на 3-ей линии.

В послевоенные годы именно вот такие теремки с резными наличниками представляли лицо Пущи-Водицы. К сожалению, ныне осталось их очень и очень мало, – большинство из них сгорело или пришло в упадок и было снесено.

Остановка «1-я линия». Отсюда можно было пройти к больнице №3 Подольского района г.Киева, расположенной на пересечении 1-ой линии и Сталинградской улицы (ныне ул.Гамарника). Затем эта больница была преобразована в городскую №17, а в настоящее время, если не ошибаюсь, это Киевская туберкулезная клиническая детская городская больница. Разумеется, в 50-х, 60-х годах здесь никаких многоэтажных корпусов не было. Они были возведены позднее.

Следующая остановка «3-я линия».  Справа, начиная от 2-ой линии и слева, от 3-ей до 4-ой, – одноэтажные, в основном деревянные корпуса санатория «Труд», куда, как было уже сказано, съезжались отдыхающие со всего Советского Союза. Здесь были биллиардная, неплохая библиотека, волейбольная площадка, столы для игры в настольный теннис…

0009sy94 

На фото: типичный для Пуща-Водицы 50-х, 60-х годов «дачный домик»

Фото Г.Мельничука, ист. http://pics.livejournal.com/questrum/pic/0009sy94/

Слева же, на углу Краснофлотской и 3-ей линии, находился гастроном, пожалуй, самый маленький из трех пуща-водицких. На крыльцо магазина вели достаточно крутые деревянные ступеньки. Кажется, помещение этого торгового заведения сохранилось и поныне, уже с заколоченными окнами.

Замечу, что корпуса школы-интерната №21 между 2-ой и 4-ой линиями по ул.Новикова-Прибоя (бывшей Некрасовской), а также жилой 5-ти этажный дом на углу 2-ой линии и Новикова-Прибоя, где получили квартиры в основном работники этого интерната и других социальных учреждений Пущи, были построены только в середине 60-х годов.

Проезжаем 4-ю линию, остановки тут еще нет, ибо нет еще и в помине госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны. Насколько помниться, эта первое в Пуще высотное, свыше 5-ти этажей, здание появилось только где-то в начале 80-х. По правой стороне, вплоть до 25-го интерната для детей с ослабленной психикой, – ровненький штакетник, ограждающий лесную территорию санатория. По левой стороне, вплоть до ул.Садовой (которая, как и линии, идет перпендикулярно к Краснофлотской и которую иногда путают с 5-ой линией) – пожалуй, практически те же дома, которые стоят там до сих пор.



Комментарии  

 
0 #2 СпасибоС.Ш. 23.10.2013 10:27
Огромнейшее спасибо, Ира, за внимание к этому повествованию и особенно за существенные, красочные дополнения - всё верно: Вы напомнили то, что выпало из моей памяти.
 
 
+4 #1 RE: Пуща-Водица:полвека назад (1 часть)Ирина Жадан 30.07.2012 20:37
Далее аптека.Если бы это здание сохранилось,мож но было бы сделать аптеку-музей. Эти деревянные прилавки,старая касса с кнопками и ручкой,которую нужно было крутить вручную,чтобы выбить чек.Сплошная ностальгия!
А на 6 линии,возле ателье мд была еще замечательная "пивнушка",которую так любили мужчины :lol: .Так же,на 6 линии возле почты был суд.
На 9 линии,справа от трамвая, была "чайная,а напротив школа.
Мне ,конечно вспоминаеться ,как мы загорали на "сковородке" на 8 линии.Мальчишки ныряли с дамбы,а мы любовались :oops:. Ну и конечно,когда уставали лежать и очень хотелось пить,мы спускались вниз к роднику,где была вкуснейшая вода. Там был небольшой колодец,но самым интересным было влезть в родник и пить прямо из ладоней.
А как здорово было на уроках физ-ры зимой,когда нас всех выводили в лес и мы катались в свое удовольствие с горок и просто на лыжне.А как мы завидовали тем отдыхающим,кото рые ездили на финских санках...А какие были горки за прудом!!!Сразу за мостиком,покруч е-там катались смельчаки,а вторая более пологая.
А каток,который на пруду расчисчали сами ребята,возле лодочной станции....Эх...Времена были... :cry:
Фотографий старых,к сожалению нету,где бы не было людей. Только новые.Но и сейчас мы любим бывать в Пуще,вспоминать ,думать,носталь гировать...Пишите коренные пущанцы!!! :-)
***
Я родилась в 1950 году и все мое детство прошло в Пуще.
Мы все тут в восторге от этого рассказа! Но хотелось бы немного дополнить его,с Вашего позволения! :-)
Например,на второй линии,справа от трамвая,находил сяв те времена детский дом(симпатичный каменный дом с башенкой).
Дале о прекрасном парке на 5 линии...В здании библиотек (справа был вход в детскую,а сзади во взрослую),наход илась радиорубка,кото рая часто включалась во время танцев на танцплощадке,ко гда не было ансамбля,которы й играл в живую.Еще в парке,над прудом,находила сь эл. подстанция,кото рая обеспечивала электричеством всю Пущу.Кстати ,очень симпатичный домик.А у входа в парк были 2 резных теремка-в одном продавалась пресса,а в другом-вкуснейшее мороженое.И еще у входа нас встречал памятник Сталину,а на сосне или столбе был громкоговорител ь,по которому слушали новости,футбол, концерты... И оран он всегда основательно с 6 утра до 12 ночи,от гимна до гимна.