Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com

Пуща-Водица:полвека назад

pusha.com.ua pusha.com.ua

Пущанские красавицы

pusha.com.ua pusha.com.ua

Всё о природе Пуща-Водицы

pusha.com.ua pusha.com.ua

Предприимчивые частники, предлагающие все новые и новые идеи по организации детского досуга, и нынешним летом перехватили клиентов у классических летних лагерей. Несмотря на то что цены у последних вдвое ниже, треть путевок так и остались непроданными. Данная тенденция заставила преподавателей государственных и ведомственных оздоровительных центров подружиться с конкурентами: некоторые лагеря привлекают частников для организации анимационных программ на своей территории.

Лето в городе

Киевляне все реже рассматривают

пригородные лагеря как один из способов организации летнего досуга для своих детей. Представители государственных оздоровительных комплексов жалуются, что на июнь не распроданы порядка 20–30% путевок. Аркадий Морозов, курирующий организацию детского досуга в лагере «Світанок», говорит, что состоятельные горожане стараются отправить чадо ближе к морю, а небогатые, на которых традиционно ориентируются госучреждения, попросту не могут позволить себе оплатить детский отдых. «Ранее значительную часть воспитанников составляли льготники, путевки которым оплачивались из городской казны. Но в этом году таковых практически нет, так как бюджетные расходы на оздоровление школьников существенно сократились. Заполнить же места, рассчитанные на льготников, лагерям практически некем», — поясняет он.

 

Снижение спроса на путевки не в последнюю очередь объясняется и растущим разрывом между ценой и качеством. Аркадий Морозов признается, что финансирование государственных комплексов в этом году мизерное, им не хватает средств даже на ремонт, не говоря уже об улучшении материально-технической базы. Стоимость же отдыха по сравнению с 2009 г. выросла на 400–500 грн. за смену (до 2–2,5 тыс. грн.). Причем нередко потенциальному покупателю путевки предлагаются еще дороже, так как места выкупают целыми блоками некоторые туристические фирмы и затем продают с 15–30%-ной наценкой. «К примеру, если сутки отдыха стоят 185 грн., то агентства заявляют цену в 215–220 грн.», — жалуется г-н Морозов.

Немного лучше ситуация в немногочисленных ведомственных лагерях («Каштан» завода им. Патона, «Ясный» Академии наук, им. Гагарина завода «Артем» и пр.), которые исправно финансируются материнскими структурами и могут похвастаться относительно неплохими условиями. В некоторые из них путевки были раскуплены еще зимой, поэтому в свободную продажу их попадает не так много, ведь львиная доля мест рассчитана на детей сотрудников предприятий.

Снижение популярности отдыха в оздоровительных комплексах эксперты поясняют не только невысокой платежеспособностью родителей, но и изменением требований к организации детского досуга. Если ранее их в первую очередь интересовали бытовые условия и качество питания, то сейчас они все больше обращают внимание на уровень организации отдыха. «Моду на постпионерские лагеря постепенно сменяют различные курсы, тематические кемпинги, турпоходы, интеллектуальные игры и пр.», — отмечает координатор программ летнего отдыха центра «Мастер-класс» Татьяна Фикс. Предприимчивые преподаватели уловили данную тенденцию еще два-три года назад, начав организовывать в Киеве и пригороде частные лагеря. Настоящий бум летних учреждений пришелся на прошлый год, когда в столице работали несколько лагерей компаний «СолнцеКлеш», «Мастер-класс», «Детки-монетки». Присмотреть за ребятами брались также многие неспециализированные развлекательные заведения: «Страйк», «Игролэнд», Киевский гольф-клуб. Они предлагали весьма насыщенное времяпрепровождение, начиная от изучения английского и заканчивая различными театральными кружками, спортивными и бизнес-играми. Причем на отсутствие клиентов эти заведения не жаловались, несмотря на достаточно высокие цены — 2–2,5 тыс. грн./неделя. В этом сезоне ситуация практически не изменилась: представители частных лагерей заявляют о полной заполняемости, хотя цены у них стали еще выше и найти предложение дешевле 3–3,5 тыс. грн. за неделю крайне сложно.

Полцарства за идею

По мнению Аркадия Морозова, 70% частных лагерей нацелены лишь на быстрое обогащение, они завлекают родителей броскими названиями программ, а на практике предоставляют, по сути, те же услуги, что и классические учреждения. Ведь собственных баз у частников нет, большинство из них просто арендуют помещения у государственных оздоровительных комплексов, наживаясь исключительно на анимации. Впрочем, предприниматели опровергают слухи о своих сверхдоходах. Татьяна Фикс утверждает, что в силу сезонности организация детского отдыха пока вряд ли может рассматриваться в качестве самостоятельного бизнеса, как правило, она является лишь летней подработкой образовательных центров и развлекательных заведений. Бизнесмены говорят, что рентабельность лагерей не превышает 20%, а высокие цены они объясняют большими расходами на питание и оплату труда аниматоров, от качества работы которых, собственно, и зависит спрос на ту или иную программу. Но тот факт, что зарабатывают они в основном на идеях по организации досуга, частники не отрицают. Причем отмечают, что мода на специализацию меняется крайне быстро, поэтому им приходится придумывать все новые и новые проекты. Среди новинок этого сезона можно отметить программу детского яхтинга, летнюю киностудию и скаутский палаточный лагерь на Днепре.

Классические оздоровительные учреждения менее оперативны, что г-н Морозов поясняет дефицитом квалифицированных кадров. «Лучшие преподаватели на лето уезжают в крымские лагеря, которые обещают более высокие зарплаты. Студенты же педагогических вузов в этом году к нам приходят нечасто, так как многие институты вообще отменили обязательную летнюю практику», — рассказывает он.

Осознавая, что без хороших анимационных идей привлечь родителей сейчас практически невозможно, некоторые государственные оздоровительные комплексы, еще недавно остро критиковавшие конкурентов-частников, в этом сезоне пытаются подружиться с ними. Руководитель лагеря «Детки-монетки» Сергей Биденко рассказывает, что они начали организовывать бизнес-игры для «Каштана». В «Cвітанке» появились новые кружки по туризму, журналистике, вокалу.

Татьяна Фикс считает, что в будущем конкуренция среди лагерей будет сосредоточена именно в плоскости анимационных идей. Поэтому она прогнозирует появление новых специализированных детских учреждений (спортивных, лингвистических, туристических и пр.), спрос на которые пока превышает предложение.

Деловая столица